БУДЬТЕ ДОСТОЙНЫ ДОВЕРИЯ

Если человек не может быть уверен в надёжности окружающих его людей, то он находится в рискованном положении. Если те, на кого он полагается, подводят его, то в его жизни воцаряется беспорядок и даже его выживание может подвергнуться риску.

Взаимное доверие является самым надёжным фундаментом, на котором строятся человеческие отношения. Без него всё здание рушится.

Люди очень высоко ценят надёжность. Человек, обладающий этим качеством, ценятся очень высоко. Человека, утратившего это качество, начинают считать никчёмным.

Побуждайте окружающих демонстрировать, что они надёжные люди, побуждайте их действительно заслуживать доверие. Они приобретут гораздо большую ценность и в своих собственных глазах, и в глазах окружающих.

ДЕРЖИТЕ ДАННОЕ ВАМИ СЛОВО.

Если человек даёт какое-то обещание или клянётся сделать что-то, он должен его выполнить. Если он говорит, что сделает что-то, он должен сделать это. Если он говорит, что не станет делать чего-то, он не должен этого делать.

Уважение к человеку в значительной степени зависит от того, держит ли он данное им слово. Родители, например, были бы поражены тем, как сильно они падают в глазах детей, когда не держат своих обещаний.

Люди слова пользуются доверием, ими восхищаются. Тех же, кто не держит обещаний, считают никчёмными людьми.

Те, кто нарушают данное ими слово, зачастую так и не получают возможности исправить свою ошибку.

Человек, который не держит слова, может вскоре запутаться в сетях различных гарантий и ограничений и даже лишиться нормальных взаимоотношений с окружающими. Нет более надёжного способа отдалиться от других людей, чем нарушение данных ранее обещаний.

Никогда не следует допускать, чтобы другие обещали что-либо, не задумываясь. А когда обещание дано, следует настоять, чтобы его сдержали. Жизнь человека может прийти в полный беспорядок, если он будет связан с теми, кто не выполняет своих обещаний. Это нельзя считать чем-то несущественным.

ВОЗВРАЩАЙТЕ СВОИ ДОЛГИ

В жизни человек неизбежно оказывается в долгу перед кем-то. Фактически, когда человек рождается, у него уже есть определённый долг, который с этого момента, как правило, растёт и накапливается. Нет ничего нового и оригинального в утверждении, что человек в долгу перед своими родителями за то, что они дали ему жизнь и воспитали. И то, что родители не акцентируют это слишком сильно, делает им честь. Тем не менее это долг, и даже ребёнок чувствует это. В течение жизни у человека накапливаются и прочие долги: перед другими людьми, друзьями, обществом и даже перед всем миром.

Человеку оказывают медвежью услугу, если ему не позволяют погасить долг или как-то рассчитаться с ним. Немалую роль в «детских бунтах» играет отказ взрослых принять ту единственную «монету», которую может предложить ребёнок или подросток, чтобы снять с себя «бремя долга»: улыбки младенцев, неловкие попытки детей помочь, советы подростка или просто старания быть хорошим сыном или дочерью обычно остаются незамеченными и непринятыми. Дети могут делать это неправильно, эти попытки плохо обдуманы, эти хорошие побуждения быстро проходят. Желание «вернуть долг» быстро пропадает. Когда с помощью подобных попыток не удаётся уменьшить огромный долг, их место могут занять самые разнообразные «логические обоснования» типа «на самом деле никто никому ничего не должен», «мне в любом случае должны были это дать», «я не просил, чтобы меня рожали», «мои родители (или опекуны) никуда не годятся» и «в жизни всё равно нет ничего хорошего». Однако долги продолжают накапливаться.

«Бремя долга» может быть чрезвычайно тяжёлым, если человек не знает, как от него освободиться. Этот груз может доставить неприятности отдельному человеку и вызвать беспорядки в обществе. Если человек не может отдать долг, то те, кому он должен, становятся объектами самых непредвиденных реакций (зачастую и не подозревая об этом).

Помочь человеку, стоящему перед дилеммой невыплаченного долга, можно, просто обсудив с ним все долги, которые у него появились, но которые он не отдал (нравственные, социальные, финансовые), и разработав какой-то способ расплатиться со всеми теми долгами, которые, как человек считает, он всё ещё должен отдать.

Следует обязательно принимать попытки ребёнка или взрослого расплатиться по обязательствам не денежного характера. Кроме того, следует помогать людям найти какое-то решение, приемлемое для обеих сторон, которое позволит расплатиться по финансовым обязательствам.

Убедите человека не делать долгов больше, чем он в состоянии отдать.

БУДЬТЕ ТРУДОЛЮБИВЫ

Работать не всегда приятно.

Однако мало найдётся людей более несчастных, чем те, кто ведёт бесцельную, праздную, наполненную скукой жизнь: дети уныло смотрят на свою маму, когда им нечего делать; умственная ограниченность безработных, даже получающих пособие или субсидию, общеизвестна. Пенсионеры, которым больше нечего добиваться в жизни, чахнут и умирают от безделья, как свидетельствует статистика.

Даже туристы, которых реклама туристического агентства заманила обещаниями приятного досуга, доставят своему гиду немало неприятностей, если тот не найдёт для них какого-то занятия.

Даже горе можно облегчить, просто занявшись чем-то.

Когда человек добивается чего-то, это очень, очень высоко поднимает его моральный дух. Фактически можно продемонстрировать, что производство является основой морального духа.

Те, кто не любят работать, перекладывают груз на плечи окружающих. Они часто являются обузой для других.

Трудно уживаться с бездельниками. Мало того, что они вгоняют вас в депрессию, — они могут быть до некоторой степени опасны.

Один из эффективных способов справиться с этой проблемой заключается в том, чтобы убедить этих людей выбрать для себя ту или иную деятельность и заняться ею. Вы обнаружите, что та работа, которая позволяет получать реальную продукцию, принесёт наиболее долговременную пользу.

БУДЬТЕ КОМПЕТЕНТНЫ

В век сложного оборудования, скоростных машин и механизмов выживание человека, его семьи и друзей в немалой степени зависит от общего уровня компетентности окружающих.

В торговле, в технических и гуманитарных науках
и в государственных учреждениях некомпетентность может угрожать жизни и будущему всех и каждого.

Я уверен, что вы можете вспомнить множество примеров этого.

Человек всегда стремился управлять своей судьбой. Суеверия, попытки задобрить подходящих к случаю богов, ритуальные танцы перед охотой — всё это можно рассматривать как попытки (пусть даже слабые или тщетные) управлять судьбой.

Лишь после того, как человек научился думать, ценить знания и компетентно применять их, он начал господствовать над своим окружением. Возможно, именно способность приобретать компетентность и была настоящим «даром небес».

Человек с уважением относится к способностям и умениям, проявляемым в повседневных делах. Когда способности и умения проявляют герои или спортсмены, эти качества становятся едва ли не предметом поклонения.

Доказательством истинной компетентности является конечный результат.

Человек выживает в той степени, в которой он является компетентным. В той степени, в которой он является некомпетентным, он приближается к гибели.

Поощряйте достижение компетентности в любом достойном деле. Хвалите и вознаграждайте компетентность всякий раз, когда вы с ней сталкиваетесь.

Требуйте высокого качества в любом деле. Критерием для оценки общества является то, можете ли вы, ваша семья и друзья жить в нём, находясь в безопасности.

Наблюдение, обучение и практика являются основными составляющими компетентности.

СМОТРИТЕ

Вы должны видеть то, что вы видите, а не то, что вас пытаются заставить увидеть другие.

Ваши наблюдения должны быть вашими. Смотрите на вещи, на жизнь, на других людей прямо, а не через дымку предубеждений, завесу страха или чужих интерпретаций.

Вместо того чтобы спорить с другими, просто добейтесь, чтобы они посмотрели на вещи. Просто мягко настаивая на том, чтобы человек смотрел, можно добиться того, что будет порвана паутина самой вопиющей лжи, разоблачено величайшее притворство, будут решены самые сложные загадки и у человека произойдут грандиозные озарения.

Когда другому кажется, что ситуация чересчур запутана и почти невыносима, когда голова у него идёт кругом, посоветуйте ему посмотреть на ситуацию со стороны.

То, что он обнаруживает, как правило, покажется совершенно очевидным — когда он это увидит. После этого он сможет снова взяться за дело и справиться с ситуацией. Но если люди не видят чего-то сами, то это не будет по-настоящему реальным для них, и тогда никакие директивы, приказы и наказания не смогут вывести их из замешательства.

Можно указать людям, куда смотреть, и посоветовать действительно посмотреть, но выводы должны сделать они сами.

Ребёнок или взрослый видит то, что он видит сам, и именно это является реальным для него.

Подлинная компетентность основана на способности наблюдать. Только в том случае, если это реально для человека, он сможет действовать умело и уверенно.

ОБУЧАЙТЕСЬ.

Было ли когда-нибудь так, что кто-то получил о вас ложные данные? Доставило ли это вам неприятности?

Это может дать вам некоторое представление о том ущербе, который могут нанести ложные данные.

Вы тоже можете получить ложные данные о ком-то другом.

Отделяя правду от лжи, человек приходит к пониманию.

Существует множество ложных данных. Люди, имеющие дурные намерения, фабрикуют их для достижения своих целей. Некоторые из таких данных появляются из-за элементарного незнания фактов. Они могут препятствовать восприятию истинных данных.

Обучение в основном состоит из того, что человек исследует доступные данные, отделяет истинные данные от ложных, важные — от неважных и благодаря этому приходит к выводам, которые он сделал сам и которые он может применять на практике. Если человек поступает таким образом, то он твёрдо стоит на пути к компетентности.

Критерием для любой истины является то, истинно ли это для вас. Если после того, как вы получили все данные, посмотрели в словаре значения слов, которые вы не полностью понимаете, и заново всё рассмотрели, что-то всё ещё не кажется вам истинным, значит, для вас это не является истинным. Отбросьте это. А если хотите, поразмыслите над этим ещё и попытайтесь выяснить, что является истинным для вас. Ведь именно вы будете или не будете пользоваться этим. Если кто-либо станет слепо принимать на веру (потому что ему сказали, что он должен) факты и истины, которые не кажутся ему истинными или даже кажутся ложными, конечный результат может оказаться плачевным. Этот путь ведёт к некомпетентности.

Ещё одной составляющей обучения является простое запоминание, например: запоминание правописания слов, математических таблиц, формул или последовательности нажатия кнопок. Но даже при простом запоминании следует знать, для чего нужен тот или иной материал и как и когда его использовать.

Процесс обучения не сводится лишь к тому, чтобы поверх одних данных нагромождать другие. Он заключается в том, чтобы по-новому что-то понимать и находить более совершенные способы что-то делать.

Те, кто достигают успеха в жизни, никогда не прекращают учиться. Компетентный инженер постоянно следит за новыми технологиями. Хороший спортсмен всегда следит за достижениями в своём виде спорта. Любой профессионал имеет под рукой набор книг по своей специальности и обращается к ним.

И стиральная машина, и миксер, и автомобиль новейшей модели требуют изучения перед тем, как ими можно будет компетентно пользоваться. Пренебрежение этим приводит к несчастным случаям на кухне и кровавым авариям на дорогах.

Только очень самонадеянные люди считают, что им больше нечему учиться в жизни. Только тот, кто слишком слеп, не может отбросить предрассудки и ложные данные и заменить их фактами и истинами, которые лучше подходят для того, чтобы помогать ему и другим в жизни.

Существует способ учиться таким образом, чтобы действительно чему-либо научиться и быть в состоянии использовать полученные знания. Если говорить кратко, то он состоит в том, чтобы иметь знающего преподавателя и (или) учебники, составленные знающими людьми. Человеку также необходимо всякий раз выяснять значение слов, которые он не полностью понимает, пользоваться дополнительными источниками и (или) получать информацию, наблюдая за применением изучаемого предмета, отбрасывать ложные данные, которые могут уже быть в наличии, и отделять ложные сведения от истинных, исходя из того, что же в данный момент является истиной для вас. Конечным результатом будет уверенность и потенциальная компетентность. На самом деле это может быть очень интересным и стоящим делом, подобным рискованному восхождению на гору, когда перед человеком, пробившимся сквозь густые заросли на склонах и добравшимся наконец до вершины, открывается вдруг новый вид на весь мир.

Чтобы цивилизация выживала, необходимо ещё в школе воспитывать у детей привычку и способности к обучению. Школа — это не то место, куда отдают детей, чтобы они не путались под ногами у взрослых в течение дня. Это было бы слишком дорогим удовольствием. a Школа — это место, где развивают умение учиться и где детей можно подготовить к встрече с реальной жизнью, научить их компетентно справляться с ней и подготовить к тому, чтобы взять в свои руки завтрашний мир, в котором сегодняшние взрослые будут уже пожилыми людьми и стариками.

Преступник-рецидивист так и не научился учиться. Суд снова и снова пытается добиться, чтобы преступник понял, что, если он в очередной раз совершит преступление, его опять посадят в тюрьму. Но он снова совершает то же самое преступление и снова попадает в тюрьму. На самом деле из-за преступников приходится принимать всё новые и новые законы. Порядочные граждане соблюдают законы, а преступники, по определению, этого не делают: они не могут ничему научиться. Никакие приказы, директивы, наказания, принуждения не окажут воздействия на человека, который не может учиться и не знает, как это делать.

Характерной чертой преступного правительства (а такие правительства были в истории) является неспособность его лидеров учиться: все исторические примеры и здравый смысл говорят о том, что вслед за угнетением неизбежно наступает катастрофа. Однако потребовались жесточайшие революции, чтобы покончить с ними, и потребовалась Вторая мировая война, чтобы избавиться от Гитлера, — и то были в высшей степени несчастные дни в истории человечества. Такие правительства ничему не учились. Они находили величайшее удовольствие в ложных данных. Они отбрасывали все факты и все истины. От этих людей приходилось избавляться.

Сумасшедшие не могут учиться. Движимые скрытыми злыми намерениями или подавленные до такой степени, что они уже не могут разумно мыслить, они не в состоянии воспринимать истину и реальность. Они являются воплощением ложных данных. Они не желают или не могут по-настоящему воспринимать окружающий мир или учиться.

Множество личных и общественных проблем возникает из-за неумения или нежелания чему-то учиться.

Жизнь некоторых людей, которых вы знаете, не удалась потому, что они не умели учиться и не учились. Вы, вероятно, сможете вспомнить подобные случаи.

Если кто-то не в состоянии добиться, чтобы окружающие его люди учились и приобретали знания, его собственная работа может стать гораздо более трудной или даже непосильной и его потенциал выживания может значительно снизиться.

Вы можете помочь другим учиться и усваивать знания, просто предоставив в их распоряжение необходимые им данные. Вы можете помочь им, просто давая понять, что замечаете и цените то, что они чему-то научились и стали более компетентными. Если хотите, вы можете сделать ещё больше: вы можете помочь им (не вдаваясь ни в какие дискуссии) отсеять ложные данные; вы можете помочь им найти и посмотреть в словаре значения слов, которые они не поняли; вы можете помочь им найти и устранить причины, из-за которых они не учились и не усваивали знания.

Так как жизнь в значительной степени состоит из проб и ошибок, вместо того чтобы обрушиваться с критикой на человека, который совершил ошибку, выясните, как и почему она была сделана, и посмотрите, не может ли он извлечь из неё какой-то урок.

Время от времени, вы, возможно, будете удивляться своим собственным успехам: вы будете облегчать и упрощать жизнь людей, просто добившись, чтобы они начали учиться. Я уверен, что вы можете придумать множество способов сделать это. И я думаю, вы обнаружите, что наиболее мягкие из них являются наиболее эффективными. Мир и так достаточно жесток к тем, кто не может учиться.

ПРАКТИКУЙТЕСЬ.

Обучение приносит плоды, когда изученное применяется на практике. Конечно, к мудрости можно стремиться ради неё самой — в таком стремлении есть даже нечто прекрасное. Но, откровенно говоря, человек никогда не сможет по-настоящему выяснить, мудр он или нет, пока он не увидит результаты практического применения этой мудрости.

В любой деятельности, навыке или профессии — будь то копание канав, юриспруденция, инженерное дело, приготовление пищи и любое другое занятие, — сколько бы хорошо ни была изучена их теория, человек должен выдержать последнюю суровую проверку: может ли он ДЕЛАТЬ это? Чтобы уметь делать, нужна практика.

Каскадёры, которые не практикуются, первыми получают травмы. То же происходит и с домашними хозяйками.

Тема безопасности далеко не самая популярная. Ведь когда кто-то говорит о безопасности, это обычно сопровождается словами «будьте осторожны» и «не торопитесь», поэтому людям кажется, что их свободу ограничивают. Но есть и другой подход к делу: если кто-то действительно поработал над тем, чтобы приобрести практические навыки, то его ловкость и мастерство таковы, что ему не нужно «быть осторожным» и «не торопиться». Безопасность при высоких скоростях приходит только с практикой.

Умение и мастерство человека должны быть приведены в соответствие со скоростью века, в котором он живёт. А это достигается практикой.

Практикуясь, можно натренировать своё тело, глаза, руки и ноги до такой степени, что они будут как бы сами знать, что делать. Человеку больше не приходится «думать» о том, что надо включить плиту или поставить машину на стоянку; он просто ДЕЛАЕТ это. В любом занятии многое из того, что иногда считают талантом, на самом деле является лишь результатом практики.

Если не прорабатывать каждое движение, выполняемое при совершении какого-то действии, и не повторять его затем снова и снова — до тех пор пока не сможешь выполнять это движение быстро и точно и даже не думая о нём, — можно создать почву для несчастных случаев.

Статистика подтверждает, что наибольшее количество несчастных случаев происходит с теми, кто меньше всего практиковался.

Этот же принцип применим к профессиям, требующим главным образом умственного труда. Адвокат, не проработавший основательно судебные процедуры, может оказаться неспособным изменить ход своих мыслей достаточно быстро для того, чтобы отреагировать на новый поворот в ходе слушания, и проиграет дело. Недостаточно практиковавшийся биржевой маклер может потерять целое состояние за несколько минут. А неопытный продавец, не оттренировавший процедуру продажи, может сесть на голодный паёк из-за того, что у него никто ничего не покупает. Правильное решение проблемы таково: практика, практика и ещё раз практика!

Иногда человек обнаруживает, что не может применять то, что он изучил. Значит, либо он неправильно обучался, либо виноват учитель или учебник. Одно дело читать инструкции, и совсем другое — применять их на практике.

Время от времени случается, что практика не приносит никакой пользы; в такой ситуации следует отбросить учебник в сторону и начать всё с нуля. Так обстояло дело со звукозаписью в кино: если кто-то следовал тому, что было написано в пособиях для звукооператора, то он не мог добиться, чтобы пение птиц звучало приятнее, чем рёв сирены. Именно поэтому вы не можете разобрать, что говорят актёры в некоторых фильмах. Хорошему звукооператору приходилось самому до всего доходить, чтобы выполнить свою работу. Но в той же самой сфере кинематографии случается и совершенно противоположное. Например, некоторые пособия по установке света при съёмках просто великолепны. Если им в точности следовать, результатом будет прекрасная сцена.

Можно только пожалеть, что в наш скоростной, технический век не все виды деятельности достаточно полно описаны в доступных для понимания учебниках. Но это не должно останавливать вас. Когда хорошие учебники существуют, цените их по достоинству и тщательно изучайте их. Если их нет, собирайте доступную информацию, изучайте её и сами разрабатывайте то, чего вам не хватает.

Но теория и данные приносят замечательные плоды только тогда, когда их применяют и применяют после предварительной практики.

Человек подвергается риску, когда окружающие его люди не отрабатывают свои навыки до тех пор, пока они не смогут по-настоящему ДЕЛАТЬ то, что они должны делать. Существует огромная разница между тем, чтобы выполнить работу «достаточно хорошо» и выполнить её с профессиональным мастерством. Этот разрыв можно преодолеть только при помощи практики.

Пусть люди сначала наблюдают, учатся, находят ответы на вопросы, а затем делают то, чему они научились. А когда они смогут делать это правильно, пусть практикуются, практикуются и практикуются, пока не смогут делать это на профессиональном уровне.

Умение, ловкость и быстрота движений могут доставить немало радости, а безопасность при этом обеспечивается только практикой. Жить в мире высоких скоростей с тихоходными людьми небезопасно.

УВАЖАЙТЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ ВЕРОВАНИЯ ДРУГИХ

Терпимость — это краеугольный камень, на котором держатся отношения между людьми. Когда мы видим массовые убийства и страдания, к которым приводила религиозная нетерпимость на протяжении всей истории человечества (в том числе и в наши дни), мы понимаем, что нетерпимость является очень серьёзной помехой для выживания.

Веротерпимость не означает, что человек не может открыто выражать собственные религиозные взгляды. Она означает, что не следует стремиться подорвать верования других или нападать на них: это всегда очень быстро становилось причиной бед и неприятностей.

Со времён Древней Греции философы спорили друг с другом о природе Бога, человека и вселенной. Мнения авторитетов в этом вопросе изменяются то в одну, то в другую сторону. В данный момент очень модны «механистическая теория»1 и «материализм»2, которые восходят к временам Древнего Египта и Древней Греции: они стремятся доказать, что всё материально, но при этом упускают из виду, что, как бы складно ни выглядело их учение об эволюции, оно всё же не исключает воздействия дополнительных сил, которые могут просто использовать эволюционный процесс в своих целях. Сегодня же эти теории являются «официальными» и даже изучаются в школах. У них есть свои фанатичные приверженцы, которые нападают на убеждения и религиозные верования других, что может приводить к нетерпимости и раздорам.

Если уж начиная с V века до нашей эры (или даже более раннего времени) лучшие умы человечества спорили и не могли прийти к соглашению по поводу религии или атеизма, то можно понять, что от этого поля битвы между людьми лучше держаться подальше.

В этом море раздора родилась одна умная мысль: человек имеет право сам выбирать, во что ему верить.

«Вера» и «верование» не обязательно подчиняются логике: их даже нельзя назвать нелогичными. Они могут быть чем-то очень далёким от логики.

Самый безопасный совет, который тут можно дать, сводится к тому, что каждый имеет право придерживаться той веры, которую он выбрал. Человек абсолютно волен проповедовать свою веру, стремясь к тому, чтобы её приняли другие. Однако он подвергает себя опасности, нападая на религиозные верования других и тем более пытаясь причинить им вред за их убеждения.

Начиная с самого возникновения человеческого рода люди всегда находили утешение и радость в религии. Даже сегодня представители механистического и материалистического направлений очень напоминают священнослужителей древности, когда занимаются распространением своих догм.

Люди, не имеющие веры, вызывают глубокое сожаление. Им можно даже предложить что-то, во что они могли бы поверить. Но если у них есть религиозные убеждения, их следует уважать.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *